Талант и школьная успеваемость

Часто слышу от учителей: «Этот умненький, все быстро схватывает, молодец! А этот – ну дурак дураком, сил нет». И так умненькие до конца умненькими обычно и остаются, а «дураки» соответственно остаются «дураками». Я со многими учителями общаюсь, из разных школ, из разных видов школ – общеобразовательной, музыкальной. Везде одно и то же говорят. А что вы хотите – система на всех одна.

Если сейчас заявить, что человек может все, то наверное эта фраза не вызовет такого скептицизма, как еще 20 лет назад. Хотя найдутся и сейчас любители поспорить. Так вот примем за аксиому – человек может все! Хотя эту «аксиому» можно легко доказать, но тема статьи немного другая. Так откуда же берутся «дураки» или просто отстающие в школах? Если человек может все, тогда почему мы все такие разные в наших успехах?

Когда М. П. Щетинин преподавал в музыкальной школе, он тоже задавался таким вопросом. И вот что они тогда в коллективе педагогов задумали, а потом сделали: провели анкетирование среди учеников. Анкетировали и отстающих, и впереди идущих. Вначале особых отличий в их анкетах не нашли и почти уже посчитали свое исследование неудавшимся. Но через какое-то время удалось найти нечто общее между успевающими учениками и плохо успевающими. Первые имели хорошие результаты во многих областях, у них было много разных интересов, а вторые обладали весьма скудным набором дополнительных интересов и занятий. Имеется в виду, чем ребенок интересуется и занимается, не только в пределах школы и каких-либо кружков. Чтобы укрепиться в сделанных выводах учителя просто сравнили, каковы результаты их учеников в общеобразовательной школе. Оказалось, что 98% отличников и хорошистов имеют такие же оценки и в общеобразовательной школе.

Итак, каков же главный вывод, который был сделан во время этого исследования? Есть такая известная фраза: талантливый человек талантлив во всем. А я перефразирую, чтобы стала понятна суть: не бывает таланта в чем-то одном, если нет талантов во многом другом. Может не совсем корректно сформулировала, но зато складно и понятно. Это главное.

Каковы же рекомендации к действию? Бесполезно двоечника обучать, например, физике, пробовать на нем разные методы обучения. Двоечник – он во всем двоечник, поэтому надо работать с ним как с целым человеком, а не с той его частью, которая должна знать физику, но не знает. Конечно, почему ребенок двоечник во всем – это большой вопрос к его родителям. И с ними надо работать в первую очередь.

Щетинин в своей книге «Объять необъятное: записки педагога» описал эксперимент, который они затеяли после этого исследования, после того, как они поняли главную мысль. Эксперимент длился 3 года. Результаты – потрясают. Если будет желание у читателей, я опишу в отдельной статье, как это происходило.

«Как выстроить эффективную систему преподавания»

Подпишись прямо сейчас – введи свой e-mail

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Нравится статья? Можно рассказать друзьям, нажав на кнопку:
Давайте дружить:

Related posts:

  1. Самостоятельная работа по физике 7 класс «Внутренняя энергия»
  2. Два полушария мозга – две личности?
Рубрика: Школа М. П. Щетинина / admin, 29 Апр 2011
Метки: ,

Отзывов (16) на «Талант и школьная успеваемость»

  1. :

    любят у нас к сожалению ярлыки вешать. а двоечник это скорее педагогически запущенный ребенок, на которого к сожалению не хватает времени у родителей и педагогов.
    спасибо за статью.

  2. :

    остановились на самом интересном месте. Конечно теперь я буду ждать продолжения! А вообще, тема не только очень интересная, но еще и супер актуальная.

  3. :

    Многое зависит от преподавателя. И двоечник может добиться успеха при хорошем педогоге

  4. :

    Двоечника надо заинтересовать, найти подход лично к нему.

  5. :

    я извиняюсь, но кнопка твиттера у вас не работает… Мне очень понравилась тема Вашего блога и я хотела отправить ретвит – не получилось. Плиз, настройте.

  6. :

    если ребенок не успевает, надо искать причины: может у него с учителем не совпадают темпераменты.У нас есть наглядный пример: учительница – типичная «холеричка», в итоге за 4 года начальной школы из класса многие родители позабирали детей из-за неуспеваемости

  7. :

    А я например считаю, что главное чтобы ребенок был разносторонне развитым и родителям нужно развивать лидерские качества. А двойки это далеко не показатель неудачи в жизни. Как практика показывает – очень много знаменитых и богатых людей в школе были двоечниками…. Ну это я теперь конечно разглагольствую, хотя сама с отличием школу закончила и два высших образования получила с красным дипломом.

  8. admin:

    Вроде работает кнопка )
    Да, причин много, и они разные. Собственно, причины зависят во многом от того, в каком масштабе рассматривать проблему.

  9. :

    композитор Шуман чтобы умножить 12*8 складывал 12 восемь раз. А физик и математик, по моему Цельсий, говорил про музыку, что есть громкий и тихий шум. Хотя были талантливые люди.

  10. :

    Я жду продолжения!

  11. :

    Если есть сооброжалка, то её можно развивать, но если не дано,то ведь и нету. Мы ведь тоже все разные, разные интересы. Вообщем все не просто. Даже в одной семье растут два ребенка, и воспитание, и обучение получают одинаково, а получаются два совершенно разных человека.А???

  12. :

    В школе всегда будут отличники и двоечники. нет такой школы, где бы все были талантливы и все были отличниками, ну и хорошистами. Как только заканчивают школу,все это стирается, начинается жизнь, которая дает оценку и результаты порой бывают ошеломительными.

  13. :

    Я считаю, что успеваемость в школе зависит от многих факторов: и от развитости ребенка, от его темперамента и того, насколько он уверено чувствует себя в коллективе. И от родителей, которые должны обеспечить для ребенка развивающую среду, чтобы понять чем именно интересуется ребенок и в чем проявляется его талант. И от преподавателя, конечно. Если преподаватель не просто хорошо знает свой предмет, но и любит его и может интересно преподнести, то и ученики будут хорошо успевать по его предмету.

  14. :

    Полностью согласна с Ринатом. Ну не дано кому-то быть вундеркиндом, И ЧТО? Ведь жизнь на этом не заканчивается, а наоборот только начинается. После окончания школы огромный выбор стоит перед детьми и во многом все зависит только от них самих.

  15. :

    Очень интересная тема затронута! действительно очень важно к ребенку (да и к любому) подходить целостно. Меняя свои взгляды, человек порой полностью меняет свою жизнь. И наверное, задача педагога и родителей дать ребенку целостный взгляд на мир и на него самого в этом мире.

  16. :

    А вот здесь я бы поспорил. Я сам, если говорить об оценках, учился в школе неплохо, но у меня всегда были завалы по черчению. Да ещё какие! Один раз мне пришлось делать уборку класса после уроков, иначе мне светила двойка в четверти. Ну и вообще у меня по черчению постоянно были тройки в четвертях, и с этим вообще ничего было не сделать.

    Что же касается остальных предметов, то там у меня тоже бывали тройки в четвертях, но их было немного и поэтому они компенсировались четвёрками в других четвертях. И кончилось это тем, что я получил аттестат без троек! То есть, сам того не ожидая, к концу школы в «хорошисты» попал. Но только потому, что у нас в аттестаты вообще не включили черчение.:)

Ваш отзыв